Перейти к содержимому


Фотография

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ IV Международного форума педагогов-художников!


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 artteachers

artteachers

    Администратор

  • Администраторы
  • 4 сообщений

Отправлено 23 Май 2017 - 03:21

Коллеги! Просим вас подключиться К АКТИВНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ ИТОГОВОЙ РЕЗОЛЮЦИИ IV Международного форума педагогов-художников! 

 

Комментарии и правки принимаются от членов Международного союза педагогов-художников и участников IV Международного форума педагогов-художников до 1.06.2017 г.

 

1.      Общие положения.

1.1.            В IV Международном Форуме педагогов-художников, состоявшемся 27-31 марта 2017 г. в г. Санкт-Петербург, приняли участие более 550 преподавателей и руководителей образовательных организаций в сфере художественного образования из 57 регионов России и 7 зарубежных стран (Казахстан, Абхазия, Украина (ЛНР, ДНР), Беларусь и онлайн - Турция, Швеция, Италия).

1.2.            Участники Форума утверждают, что художественное образование в области визуально-пространственных искусств является необходимой составляющей формирования личности современного человека. Художественно-эстетическое развитие –  важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, в то же время, содействующее самоидентификации и утверждению индивидуальности.

1.3.            Целью участников Форума педагогов-художников является желание способствовать совершенствованию отечественной системы художественного образования на всех его уровнях: дошкольного – общеобразовательной школы – предпрофессионального и профессионального образования – дополнительного образования детей – высшего художественного образования – подготовки учителей изобразительного искусства – сохранения и развитие культурных традиций – совершенствования социально-нравственной среды и культуры нашего общества.

1.4.            По итогам Форума и проведённой в его рамках Международной научно-практической конференции «Художественная образовательная среда как фактор развития участников образовательного процесса» очерчен круг проблем разных уровней художественного образования и предложены следующие решения.

 

 

2.      Художественное образование в общеобразовательной школе.

2.1.            В школьном курсе изобразительного искусства важно объединять в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие    произведений искусства и эмоционально-ценностную наблюдательность окружающей действительности.

2.2.            Неверно заменять художественное развитие личности обучающегося искусствознанием – то есть рассказами об искусстве вместо художественно-творческой практической деятельности. История искусства должна органично входить в ткань освоения учащимся средств выразительности языка изображения. Поэтому теоретический курс МХК (или «Искусство») не должен подменять в основной школе деятельно-художественное содержание предмета с 5-го по 9-й класс.

2.3.            Содержание курса должно учитывать возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

2.4.            Одной из главных проблем художественного образования в школе остаётся преподавание предмета «Изобразительное искусство» непрофессиональными педагогами-художниками.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

·         Необходимо сохранить школьный предмет «Изобразительное искусство» в базовой части учебного плана как начальной (1-4 классы), так и основной школы (5-9 классы).

·         Изобразительное искусство как школьная дисциплина должна включать в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах, компьютерную графику.

·         Необходимо, чтобы преподавание предмета велось профессиональными педагогами-художниками, причём с 1-го класса, или учитель начальной школы должен иметь специальную квалификацию художника-педагога.

 

3.      Предпрофессиональное художественное образование.

3.1.            В системе предпрофессионального художественного образования сегодня необходимо повышение эффективности реализации предпрофессиональных программ, основанное на использовании положительного многолетнего опыта и возможностей зарекомендовавших себя образовательных учреждений культуры в области изобразительного искусства. Необходим совместный инициативный проект образовательных организаций, реализующих предпрофессиональные программы в области искусства.     

3.2.            Необходимо оказание консультационной и методической помощи в организации учебного процесса при реализации предпрофессиональных программ в области искусства.

3.3.            Требуется координация работы по написанию учебно-методических комплексов для реализации предпрофессиональных программ в области искусства с научным и методическим обоснованием формы и содержания учебно-методических комплексов и возможностью редактирования содержания на этапе создания УМК.

3.4.             Необходимо на региональном уровне осуществлять мониторинг деятельности учреждений культуры, осуществляющих предпрофессиональное образование, выявлять организации с наиболее интересным опытом работы в области реализации предпрофессиональных программ.

3.5.             Необходимо регулярно проводить тематические конференции, семинары, мастер-классы на базе организаций с наиболее интересным опытом работы в той или иной области художественного творчества.

3.6.             Важно разрабатывать электронные образовательные ресурсы для содействия в решении просветительских, обучающих и профессиональных задач учреждениями культуры, реализующими предпрофессиональные программы. 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

·         Разработать предложения по необходимым изменениям законодательной базы (ФГТ, Закон об Образовании) и направить их для рассмотрения в соответствующие инстанции. Создать комиссии внутри Экспертного совета Международного союза педагогов-художников по каждой программе предпрофессионального образования для анализа проблем при реализации конкретной программы.

·         Инициировать  создание региональных экспертных советов для координации организационной работы при реализации предпрофессиональных программ в художественных школах по видам.         

·         Способствовать написанию УМК для реализации предпрофессиональных программ в области искусства с привлечением представителей СУЗов и ВУЗов, реализующих программы профессионального образования в области искусства.

·         Создать на базе Экспертного совета Международного союза педагогов-художников научно-методического совета, в состав которого должны войти научные сотрудники, а также представители СУЗов и ВУЗов, реализующих программы профессионального образования в области искусства.

·         Инициировать создание экспертной комиссии для осуществления редактирования и экспертизы учебно-методических комплексов с присвоением грифа «Рекомендовано Экспертным советом Международного союза педагогов-художников».        

·         Инициировать организацию региональных  очных конкурсов для учащихся по предметам базовой части предпрофессиональных программ для выявления организации с наиболее интересным опытом работы в области реализации предпрофессиональных программ.

·         Использовать информационный портал Международного союза педагогов-художников для создания электронного образовательного ресурса по предпрофессиональным программам художественного образования.

 

4.      Дополнительное художественное образование.

4.1.            Занятия художественным творчеством в системе дополнительного образования являются важным звеном в системе художественного образования, избираются ребёнком самостоятельно и являются сферой личностного развития, творческой и социальной активности ребёнка. Дополнительное художественное образование и творческое развитие детей как залог их будущей культурно-созидательной активности нуждается в постоянном, особом внимании государства и поддержке.

4.2.            Необходимо поддерживать студийную и клубную художественно-творческую и образовательную работу с подростками в форме актуальных проектов по социализации, патриотическому воспитанию, гражданской активности.

4.3.            Между тем, качество программ дополнительного образования в постоянно открывающихся детских студиях, творческих центрах, не относящихся к государственной системе образования и культуры, никак не контролируется и не регулируется.

4.4.            Необходимо поддерживать и транслировать в регионах успешные проекты в сфере дополнительного художественного образования, например, открытие Детских картинных галерей с образовательными центрами (проекты реализованы в г. Магнитогорск, Самара и др.).

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

·         Дополнительное образование должно предоставляться всем детям независимо от удалённости от административных центров, музеев, выставочных залов – важно способствовать поддержке и финансированию образовательных учреждений дополнительного образования для реализации дистанционных образовательных   программ и оснащению необходимым компьютерным и мультимедийным оборудованием.

·         Не допускать сворачивание финансируемых из бюджета региональных, всероссийских и международных детских программ и конкурсов как социокультурных объединяющих комплексных проектов, способствовать обеспечению дополнительным финансированием реализацию таких проектов.

·         Поддержать открытие Детских картинных галерей в разных городах и региональных центрах как успешного социокультурного проекта.

·         Обратиться в Министерство образования и в Министерство культуры  РФ с предложением создать Государственный музей детского художественного творчества с научно-исследовательским центром, Всероссийскую галерею детского творчества.

 

 

5.      Профессиональное художественное образование.

5.1.                  Перед системой среднего профессионального образования достаточно остро стоит проблема качества подготовки специалистов. Одна из причин – в постоянном сокращении числа образовательных учреждений среднего профессионального художественного образования.

5.2.                  Система СПО в процессе дезинтеграции оказалась на периферии художественного образования – необходимо стимулировать развитие более тесных партнёрских связей с СПО со школой, высшим и дополнительным профессиональным образованием;

5.3.                  Одна из главных проблем среднего профессионального художественного образования – организация и активизация взаимодействия учреждений профобразования с работодателем, привлечение работодателей к разработке профессиональных стандартов, привязанных к конкретной профессии и национальной системе квалификаций.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

·         Способствовать инфраструктурному обеспечению регулярного обмена опытом для преподавателей и студентов СПО в художественно-образовательной среде на региональном, всероссийском и международном уровнях: проведению конференций, организации творческих мастерских, представлению авторских образовательных программ и др.

·         Способствовать участию преподавателей СПО к активной работе по взаимодействию со специалистами других уровней системы художественного образования – например, в рабочих группах по разработке учебников, стандартов, экспертизах программ и пр.

·         Оказать координационную и законодательную поддержку в создании взаимовыгодных отношений с предприятиями, заинтересованными в молодых специалистах.

 

6.      Высшее художественное образование.

6.1.            Для подготовки современного учителя изобразительного искусства необходимо вернуть в учебный план высшей школы часы на художественные дисциплины, которые при переходе на двухуровневое образование в программе бакалавриата были недопустимо сокращены с 10-12 часов в неделю на 4-6 часов.

6.2.            На художественных факультетах педагогических вузов также резко сокращены до катастрофического уровня учебные часы по специальным творческим дисциплинам (композиции, рисунку, живописи, истории искусства – по 2-3 часа в неделю). Это лишает студентов возможности развивать свой художественный дар, сокращает необходимый объем знаний в области искусства, лишает надежды на полноценную собственную творческую самореализации, без которой будущий педагог-художник не сможет быть успешным.

6.3.            Окончивший бакалавриат студент оказывается абсолютно неготовым к практической учительской деятельности (работе с детьми), т.к. с первого по четвёртый курс осваивает лишь теоретический курс методики художественного образования, имея лишь один месяц педагогической практики в школе.

6.4.            При обучении же в магистратуре увеличено количество часов на теоретические, научно-методические дисциплины, на написание текстов (статей, диссертаций, докладов); обучение ориентировано не на работу с детьми, а на науку и работу в высшей школе. Магистратура для педагога-художника должна быть направлена на овладение умениями работы с детьми и развитие и совершенствование художественно-творческого потенциала будущего педагога.

6.5.            При профессиональной аттестации вузовских педагогов-художников критериями их профессиональной успешности должны быть не только публикации в теоретических изданиях: для художников, создателей реальных произведений искусства необходимо учитывать их художественно-творческую активность и качество преподавательской деятельности. Из-за неправильно поставленных требований многие мастера-творцы уходят из художественных вузов, а это искажает саму суть художественного образования.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

·         Сокращение учебных и практических часов на специальные художественные дисциплины на художественных факультетах педагогических вузов недопустимо – необходимо способствовать возвращению в программы дополнительные часы.

·         Необходимо возродить право студентов художественных вузов и художественных факультетов педагогических университетов на бесплатное посещение художественных музеев и льготное посещение художественных выставок, что во многом компенсировало бы недостатки их профессионального образования в вузах.

·         При профессиональной аттестации вузовских педагогов-художников учитывать их творческие достижения.

·         Необходимо усилить региональный компонент вузовского высшего художественного образования.

·         Необходимо развивать в художественных и художественно-педагогических вузах преподавание дисциплин по музейной педагогике.

 

 

 

ИТОГОВЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ:

 

- НЕОБХОДИМО формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне важной для развития общества;  

- ТРЕБУЕТСЯ усиление роли предметов художественно-эстетического профиля на всех уровнях образовательной системы;

- ВАЖНО непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного и международного опыта;

- АКТУАЛЬНО укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе художественного образования;

- ЭФФЕКТИВНО будет предоставить право Международному Союзу педагогов-художников разработать и узаконить Положение о Независимой профессиональной экспертизе качества создаваемых и реализуемых образовательных программ художественной направленности с выдачей Сертификата, подтверждающего качество программного продукта, дающего определённые права на реализацию программного продукта и защиту прав участников образовательного процесса.

- РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ будет продолжение работы по взаимной интеграции уровней художественного образования, привлечению педагогов-художников к совместной работе по экспертизе программ, созданию учебников и УМК, организации региональных, всероссийских и международных социокультурных проектов, а также открытой публикации, обсуждению и репликации лучшего художественного, педагогического, научного, методического, организационного опыта. 



#2 ИринаЛенобласть

ИринаЛенобласть

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений

Отправлено 23 Май 2017 - 08:49

Очень хорошо, что состоялся Форум, затронув такие серьёзные вопросы во всех уровнях художественного образования. Находясь внутри системы дополнительного образования, занимаюсь реализацией, методической поддержкой, контролем за реализацией дополнительных предпрофессиональных программ "Живопись", "Дизайн". 

Мои комментарии п. 3 резолюции Форума:

 

п. 3.1 "повышение эффективности " — пункт, подразумевающий систематизацию и обобщение опыта реализации программ, с последующим …, что в реальности? Разработанные ИРОСКи программы, вероятно, учитывавшие в какой-то мере опыт многолетнего и очень качественного художественного образования, но в своём желании сделать "что-то новое", разрушившие и во многом опыт классического обучения изобразительному искусству, навязывающие в обилии декоративно-прикладные направления в обучении младших школьников 1-3 классов. В реальности, только в 4-х классах ФГТ дети начинают обучение по "классической" программе.

 

п. 3.2 Кто может казать "консультационную и методическую помощь в организации учебного процесса при реализации ФГТ? В первую очередь, педагогический совет, опирающийся на свой опыт; конечно, коллективным обсуждением возможно достижение консенсуса в определённых вопросах. А что дальше? Дальше необходим Методический совет из специалистов, реализующих эти программы, понимающих проблемы и могущих предлагать решения по ним. А не чиновники вышестоящих организаций культуры и муниципальных ведомств, среди которых в большинстве своём художников нет вообще!

 

п. 3.3 УМК — "ктовочтогоразд", уж извините. В Ленобласти за образец структуры УМК предлагается разработанный Областным институтом развития образования комплекс (алгоритм), универсальный, как и должно быть. Тут сказать нечего, художники, спортсмены, химики, балерины, все мы под Законом об образовании. Отсюда и результат, каждый действует, как может. Безусловно, УМК должен разрабатываться ЕДИНЫМ для реализации предпрофессиональных программ. Иначе мы не получим никакого предпрофессионального образования, если в регионах, которые не могут себе позволить получение качественной методической помощи, будет одно, а наиболее "обеспеченные" будут использовать передовые технологии без обмены опытом и возможности его распространять.

 

п. 3.4 "Мониторинг"!!! каких только мониторингов мы не осуществляем! Это просто кара небесная, сплошные мониторинги вдоль и поперёк, извините за эмоции, НО. Большая часть этих бесконечных расчётов эффективности реализаций — просто цифры для чиновников. Нужна объективная форма взаимодействия и обмена опытом реализации предпрофессиональных программ. Нужен экспертный методический совет Союза педагогов-художников, который будет вести постоянную работу по систематизации опыта реализации ФГТ, который в дальнейшем будет предложен и для оказания методической помощи и для УМК; возможность организации вебинаров, позволяющих любому педагогу получать необходимую информацию. Бесспорно, работа экспертного методического совета должна быть закреплена на уровне законодательных актов.

 

п. "представители СУЗов и ВУЗов, реализующих программы профессионального образования" — огромная проблема. Да, сейчас происходит их лёгкий поворот в сторону "начального" звена. К сожалению, они вообще не представляют, что происходит сейчас в ДШИ и ДХШ. Раньше было всё понятно: в 11 лет поступил в художку, в пятнадцать закончил, дальше училище или пару лет подкурсов в институте. Сейчас дети, которых мы начинаем обучать (некоторые и в 6,6) преодпрофессионально, с трудом дотягивают до наших бывших "старших" (4-5 классы), появляется усталость и нежелание учиться дальше, сопровождаемые подростковым периодом. Через пару лет ребёнок "осознал", ему 14, что делать дальше?

Представители вузов жалуются на низкую подготовку абитуриентов (это не голословное утверждение). Подкурсы в вузах, репетиторство, не выполняют, конечно, функцию обучения, у них другие задачи. Вывод простой — хорошее начальное образование является залогом качественного высшего образования. Необходимы связующие механизмы между школой, училищем или вузом. На практике нашей школы могу сказать, что большая часть поступающих в вузы — дети, проявившие себя уже в школе, и обучающиеся дополнительно еще два года в нашей школе (речь идёт пока об общеразвивающих программах, ФГТ у нас только 5 класс). Переговоры с СпбГХПА им. Штиглица пока не показывают заинтересованности в наших талантах. Они просто не знают как.

 

Не хочу здесь затрагивать содержательную сторону предпрофессиональных программ, это очень большая тема и для специального обсуждения. Спасибо всем, у кого хватило терпения всё прочитать.



#3 Маргарита

Маргарита

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений

Отправлено 28 Май 2017 - 07:48

В раздел"Художественное образование в общеобразовательной школе", предложения: ввести МХК в образовательные школьные программы с пятого класса.Самое главное- необходимо, чтобы преподавание предмета изобразительное искусство велось профессиональными педагогами-художниками, причём с 1-го класса, или учитель начальной школы должен иметь специальную квалификацию художника-педагога. Иначе, мы сетуем на то что нет специалиста, а сами их уничтожили отсутствием нагрузки. Ведь в старшей школе часов у специалиста мало.



#4 Алла Мартынова

Алла Мартынова

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений

Отправлено 01 Июнь 2017 - 07:03

Замечательно составлена резолюция! Хотелось бы к последнему комментарию добавить. В профессиональных ОУ вводится обязательное требование ведение спец. предметов специалистом. Возможно ли внести предложение, чтобы в школе, не на усмотрение директора, а обязать , чтобы в школах спец. предметы вели специалисты.



#5 Скамейкин22

Скамейкин22

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений
  • ГородСанкт-Петербург

Отправлено 30 Ноябрь 2017 - 13:12

Интересное предложение.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных