СОЮЗ ПЕДАГОГОВ - ХУДОЖНИКОВ
Одноклассники ВКонтакте Facebook Форум Онлайн-заявка на вступление Оплата членского взноса

Новости / Со светлым праздником Пасхи!

Коллективная работа.10-11лет, 3 класс, Пасхальный коврик. Преп. Лещёва В.А., ДШИ 6, г. Владимир.

 

Друзья!

 

Поздравляем вас с праздником, пусть в ваших душах всегда будет свет и добро? Нельзя придумать лучшего поздравления, чем отрывок из статьи Нонны Александровны Яковлевой - доктора искусствоведения, профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Статья называется "Апостолы добра". Целиком она будет напечатана в первом Сборнике Союза.

АПОСТОЛЫ ДОБРА!

Да нет, я не слепая идеалистка из числа престарелых шестидесятников. Хотя в чем-то… Мое преимущество в том, что я смотрю на сложившуюся систему образования изнутри. А так как смотрю очень долго – больше 50 лет, то хорошо знаю, что видимость далеко не всегда адекватна сущности. Что и сегодня в наших вузах большинство преподавателей не берет взятки. Что большая – не какой слог ни ставь ударение – часть диссертантов и их руководителей выполняют научные работы «на чистом сливочном масле». Что в школе остаются настоящие учителя, как были они всегда. Потому что учитель – это не должность, а призвание, талант – большой, средний или маленький, но именно талант, данный человеку Богом. И одаренные им люди есть.

Но сегодня таким – настоящим учителем! – должен стать не десятый, двадцатый или тридцатый учитель, а как минимум каждый второй. И мы должны понять, каким он должен быть, каковы его нынешние функции в «модернизированной» - «окомпьютеренной» и «обинтернеченной» школе? И как его готовить в вузе. Потому что педагогическая наука этим почему-то никак не озаботится. Ни один стандарт не ставит перед вузом задачи подготовить учителя как проводника Добра и воспитателя души.

А мы сегодня обязаны объявить настоящую охоту за педагогически одаренными детьми, подростками, юношеством – от младшеклассников до выпускников школы! Мы должны научиться замечать эту одаренность с младых ногтей, лелеять ее при помощи особых – педагогических игр и игрушек, всевозможных забав, взращивать нежно и бережно в соответствующих кружках и клубах, летних и зимних лагерях, специальных педагогических олимпиадах.

Мы должны, нет, обязаны организовать особые испытания для тех, кто будет поступать в педагогический вуз, испытания, аналогичные тем, которые проходят поступающие в театральную студию, в консерваторию, в вузы художественные.

А для этого необходимо научиться выделять среди множества поступающих - абитуриентов педагогически одаренных.

Для этого педагоги и психологи должны сказать: что собою представляет личность педагогического типа, человек, созданный Господом для выполнения именно этой работы, избранный им для того, чтобы в наше злое время стать Апостолом Добра! Это возможно. Ведь почему-то окружающие очень быстро вычисляют в толпе людей, поработавших в школе. Они не всегда приятны в общении, потому что всех и везде учат: пассажиров в метро, продавцов в магазине, врачей в поликлинике, старушек на скамейке у дома. И детей – без различия пола и возраста. Особенно тогда, когда лишаются своей работы и своей аудитории. Личность педагогического типа – это примерно то же, что художественно одаренный человек. Пеликан, способный своею кровью напитать умирающих от голода птенцов. Попав на свое место, он умножит данный ему талант. Оказавшись вне определенной ему сферы деятельности, вынужденный закопать талант в землю, он окажется нерадивым рабом: станет досаждать окружающим своими бесконечными поучениями, бесцельными и бесплодными. Он так нужен – необходим нам сегодня! – а никто и не думает о том, чтобы привести его в школу.

Я много лет была членом очень уважаемого совета по защите педагогических диссертаций. Это был отнюдь не худший из советов. Там бывали честные дискуссии, там защищались честно написанные диссертации. Но почему-то, как правило, под сомнение ставились прежде всего работы, основанные на реальном педагогическом опыте, удовлетворявшие реальные педагогические нужды. Звучал грозный вопрос: «А где же тут наука?», - от которого диссертант съеживался и начинал робко оправдываться. Зато успешно работали «с понятиями», разрабатывая тезаурус педагогической науки.

Браво! И это – задача достойная. Но в этом совете не была защищена самая нужная – и не сегодня, а очень давно, когда только начинался кризис педагогического образования – диссертация на тему «Личность педагогического типа. Критерии определения и система подготовки». Понимаю, что формулировка небезупречна. Признаю возможность того, что сегодня такая диссертация уже маринуется в ВАКе или где там сегодня находится эта мариновальная посудина. Но факт есть факт: в педвуз приходят самые разные, и чаще случайные люди. Потому что сегодня никаких преференций для педагогически одаренных выпускников при их поступлении в педвуз нет. И ни один ректор педвуза не озабочен тем, чтобы именно такие люди пришли в стены его учебного заведения.

И то, что после окончания учебы многие сегодняшние дипломированные педагоги не идут преподавать, не беда, а счастье для их потенциальных питомцев. Высокая зарплата только усугубит ситуацию: ошибки плохого учителя – вывихнутые души - сказываются спустя десятилетия. И за них не осужден до сих пор ни один педагог.

Но отобрать среди поступающих и принять – заманить в педвузы – прирожденных, педагогически одаренных юношей и девушек недостаточно. Нужно перестроить всю систему их подготовки.

Да, конечно, им сегодня необходима информатика – в полном объеме.

Да, знание предмета и увлеченность им – как раньше. Среди любимых учителей, кумиров учеников, которых я знала и видела немало, не было ни одного невежды, не знавшего и не любившего свой предмет.

Да, гуманитарная культура в самом большом из возможных объемов, в оригинале, со всевозможными льготами, обеспечивающими доступность ее для студентов – будущих педагогов. Предметная – культурологическая практика в зимние и летние каникулы, поездки за границу – в Италию, Грецию, Францию и другие культурные центры мира. А значит – знание языков, и не одного. И творческая работа в различных видах искусства – по выбору студента. Добровольный труд в сфере внешкольного образования, в сфере благотворительности – везде, где востребована доброта.

Птицы учат птенцов летать по принципу «делай, как я». Во всяком обучении творчеству этот принцип сохраняется, и еще ни один виртуоз не воспитан по самоучителю. В области образования принцип подражания, уподобления, остающийся основополагающим в процессе формирования личности, в полном небрежении. А он – уверена – должен лечь в основу сегодняшней экстремальной по своему характеру системы подготовки учителя. И главное - это обучение на новых основаниях силами лучших педагогов страны, тех, кого называют «учителями от Бога». Они есть. И в школе, и в вузе. Но сегодня именно на них нужно сделать ставку, им обеспечить возможность учить по системе «делай, как я»! Лучшие учителя должны прийти в педвузы, и оплата их труда не должна зависеть от ученой степени или звания, она должна быть самой высокой - этакая стипендия Почетного пеликана! Пока они есть в школах. Как говаривал Учитель: врач нужен не здоровому, а больному! Наше общество нравственно деградировало, и начинать лечение нужно с детского возраста. А между тем и пробиться к нужному образованию, и получить нужное образование, и работать в системе образования им, пеликанам – Апостолам Добра, сегодня практически невозможно.

Так что повторю еще и еще раз: необходимо срочно и коренным образом менять всю систему подготовки учителя, осознав его новые функции. То есть, исходя из понимания новой роли учителя в школе. Потому что никакие компьютеры, никакие интернет-ресурсы не смогут выполнить поистине высокую миссию учителя в современной школе: в сегодняшней бесчеловечной, расчеловечивающей – глобальной! – среде взращивать Человека. Вырабатывать у него иммунитет ко злу. Воспитывать способность ему противиться. Вопреки всему, не поддаваться дьявольской приманке потребительства.

И только в такой системе может быть выращен и придет в школу учитель, получающий радость от своего изматывающего, безумно тяжелого и бесконечно любимого труда. Для власти это значит не закрывать педагогические вузы, а в корне их преобразовывать: сделать ставку на поиски и взращивание личности педагогического типа, а значит, всю систему педагогического образования ставить с головы на ноги.

И тогда в школу придет настоящий учитель. Не модернизированная – нет, получившая современное образование старая, как мир, мудрая, как благородная старость, способная принять в теплые руки душу маленького человека и взрастить ее личность педагогического типа...

Некогда Господь увидел, что проходят над землей века, а человек не становится лучше. И Он послал людям Своего Сына – Учителя Иисуса. Его услышали немногие. Поняли – еще меньше. И тогда Он избрал сначала 12 учеников, потом – еще 70. И взошел на Голгофу. А Его ученики пошли в мир, неся Евангелие – Благую Весть. Так людям был доверен Свет Веры и Добра. Мы обязаны его сохранить. Свет Веры – в семье. Свет Добра – в школе, где должен работать настоящий учитель. Апостол Добра

 

 

Поделитесь этой новостью!