СОЮЗ ПЕДАГОГОВ - ХУДОЖНИКОВ
Одноклассники ВКонтакте Facebook Форум Онлайн-заявка на вступление Оплата членского взноса

Участники

Сварчевский Сергей Роальдович

Москва / Московская обл. / Россия

ДШИ им. А. Н. Верстовского г. Химки М.О.

Родился в городе Краматорске Донецкой области. Рисовать любил с раннего детства. Промышленный город Краматорск с обилием авто и железнодорожного транспорта, а также родители-инженеры способствовали развитию интереса к технике. А красивый деревянный частный дом, где мы жили, большой сад, где стоял наш дом и множество больших репродукций в рамах способствовали развитию во мне любви к природе и искусству. Этому способствовали и сельские пейзажи и уютный сельский быт, которые я наблюдал, бывая у маминых родителей в селе Весёлом Харьковской области. Мои дедушка и бабушка Сидорченко Дмитрий Иванович и Степанида Васильевна работали учителями сельской начальной школы, поэтому первые детские впечатления увлекательной школьной жизни и работы я приобрёл в дошкольном возрасте.

В 1 класс общеобразовательной школы пошёл в городе Орехове Запорожской области. Неизгладимое впечатление произвели пейзажи холмистых степей и живописных сёл Харьковской и Запорожской областей, где жили мои дедушка и бабушка.
С 4 класса переехал в Москву и продолжал образование в московской школе, по инициативе матери, Сидорченко Валентины Дмитриевны, одновременно посещал занятия изостудии Московского городского дворца пионеров и школьников на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах у педагога Самохина Евгения Филипповича. Занятия запомнились как светлый и радостный период начального художественного обучения.
В 14 лет поступил Московскую среднюю художественную школу, где учился у замечательных педагогов Черняева Дмитрия Петровича, Борисова Валентина Ивановича, Денисова Василия Филипповича, Гаврилкевича Евгения Григорьевича и других, имена которых уже не помню. Время обучения в МСХШ было самым трудным и напряжённым за весь период моего обучения. Школа дала большие знания и навыки в области реалистического рисунка и живописи. Но по композиции, вероятно, экономились часы и заменялись консультациями, в результате у многих, в том числе и у меня, по этому предмету наблюдались трудности. Несистематически преподавалась история искусства, что привело к большим пробелам в знаниях учащихся.
В последний год обучения увлёкся фотосъёмкой, благодаря подаренному мамой на день рождения фотоаппарату и свежим воспоминаниям по работе с фотографией моего дедушки. Окончил школу в 1981 году.

До 1986 года работал в разных организациях на художественно-оформительских работах, пытаясь поступить в художественный ВУЗ. Готовясь поступать в педагогический институт, в 1985-86 работал лаборантом в школе, где, демонстрируя учебные фильмы, увлёкся документальным кинематографом. Начал делать перые шаги в любительской киносъёмке, что по тем временам было дорогим и громоздким занятием.
На подготовительных курсах в Московском полиграфическом институте (1981 г.) познакомился с выдающимся педагогом-словесником Родионовой Натальей Алексеевной, с которой многие годы поддерживал дружеские отношения, и которая дала большой творческий заряд и колоссальные знания по отечественной культуре. По её рекомендации неоднократно ездил на пленэры в исторические русские города: Звенигород, Великий Новгород, Псков.

В 1986 году поступил в Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина на художественно-графический факультет. Годы обучения совпали со временем политико-экономической перестройки и определённого взлёта в преподавательской работе института, а затем университета (институт получил статус университета, МПГУ). В институте учился у замечательных педагогов Загорского Анатолия Андреевича, Фетисова Евгения Васильевича (живопись, рисунок, композиция), Гречишникова Сергея Захаровича (черчение), Макаровой Маргариты Николаевны (начертательная геометрия), Карева Андрея Александровича, Чёного Валентина Дмитриевича, Лаврова Александра Михайловича, Дажиной Веры Дмитриевны (история искусств), Соломатиной Тамары Борисовны (педагогика) и многих других, имена которых уже не помню.
В те годы было очень много выступлений лекторов-новаторов, был замечательный факультатив Шпикаловой Тамары Яковлевны по преподаванию изобразительного искусства на образах народного творчества Её занятия сопровождались творческими выездами в музеи и экспедиции.
На педагогической практике мы узнали замечательного педагога изобразительного искусства Кузьмину Фаину Петровну, работавшую в то время в 762 школе. Впечатлившись её педагогическими достижениями, снял 10-минутный любительский кинофильм о её педагогической работе со вставками интервью.
В это время студенты широко и активно знакомились с работой педагогов-новаторов, в том числе и с Неменским Борисом Михайловичем. Институт к этому времени не сопротивлялся новому творческому опыту, хотя отголоски недоверия ещё оставались.

В 1991 году, закончив институт, начал работать в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства. Начало работы в школе сопровождалось резкой сменой экономико-политического курса в стране, заметным снижением уровня жизни бюджетных работников, в том числе и учителей.
На собственной практике стали заметны психологические пробелы в работе с детьми. К счастью, завуч школы № 216 направила меня на курсы повышения квалификации по программе Б.М. Неменского, которые читала тогда Татьяна Анатольевна Копцева. Меня поразила методика эмоционально-образного погружения учащихся. Много лет был слушателем замечательных курсов Татьяны Анатольевны. Вскоре Татьяна Анатольевна разработала и предложила свою программу по изобразительному искуссту "Природа и художник", по которой я веду занятия до сих пор. С тех пор волею обстоятельств сменил немало школ, но методика эмоционально-образного погружения остаётся для меня путеводной звездой в педагогической работе.
Большую помощь в педагогической работе оказали занятия по практической психологии в тренинговых группах московского психолога Николая Ивановича Козлова, основавшего центр психологических тренингов "Синтон". Занятия рекомендовала педагог волонтётского клуба "Ровесник" в Марьиной Роще Соколова Наталья Валентиновна.
Должен упомянуть замечательного искусствоведа Веру Васильевну Алексееву, проводившей курсы для учителей по мировой художественной культуре в Центре художественной культуры и образования (там же, где работала Т.А. Копцева), а затем в МИПКРО. Она знакомила слушателей со стилями в искусстве, учила определять время создания произведения по стилистике, необыкновенно эмоционально рассказывала о произведениях, которые мы видели на её слайдах, снятых её же руками.

В 1999 году, находясь на самостоятельной пленэрной практике в Великом Новгороде познакомился с группой художников-педагогов, работавших на летнем пленэре под руководством известного новгородского художника-педагога Александра Алексеевича Варенцова. Узнав Александра Алексеевича незадолго до этого по выставке, я с энтузиазмом влился в его группу, и с того года постоянно участвую в летних пленэрах, проводимых методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Новгородской области. Александр Алексеевич, так же как и Т. А. Копцева нацеливает своих учеников и педагогов на создание художественного образа в своих произведениях.

В настоящее время работаю преподавателем в Детской школе искусств имени А. Н. Верстовского в г. Химки Московской области, по совместительству педагогом дополнительного образования в общеобразовательных школах.


Дата создания: 19 февраля 2017 г.

Членство действительно до: 19 февраля 2017 г.

✘ Недействительное членство



Галерея авторских работ



Галерея работ учеников



Фотографии