МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ
Instagram ВКонтакте Facebook Форум Онлайн-заявка на вступление Оплата членского взноса

Новости / III Большой пленэр на Донской земле

Ростовская обл.

ВОСПИТАНИЕ ПЛЕНЭРОМ

                Третий «Большой пленэр на донской земле», проводимый  в  казачьей столице, был посвящён 80-летию Ростовской области. На  донскую землю вновь съехались юные российские таланты. Помимо жителей края, его участниками стали представители дагестанского Каспийска и Санкт-Петербурга.

                В течение пяти дней детвору в традиционных футболках, на этот раз белых (цвет меняется каждый год),  с логотипами «ДХШ» и «Новочеркасск» можно было встретить не только на улицах города, но и ряда весей Ростовской области. Самые разнообразные мероприятия включала в себя программа пребывания. Экскурсии и знакомства с достопримечательностями  последней казачьей столицы и занимавших эту «должность» ранее  – станиц Раздорской и  Старочеркасской, посещение храмов, заповедных мест, в том числе Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, археологического музея-заповедника «Танаис» и Раздорского этнографического музея-заповедника, и конечно же, сами пленэры...

                По мнению директора ДХШ им. Н.Н. Дубовского – организатора мероприятия – заслуженного работника культуры России В.П. Егельской, путешествие по донскому краю было из числа тех дел, которые и приятны, и полезны.  Дети и посоперничали, и поучились друг у друга, и сил поднабрались. Каждый день – на природе!

                Торжественный приём гостей и участников художественного форума, кроме концерта творческих коллективов города, украсило и открытие региональной выставки  «Это земля – твоя и моя!» и награждение победителей одноимённого конкурса. Нынешний год объявлен в стране Годом экологии, и воспитанники ДХШ им. Н.Н. Дубовского и школ искусств Дона проявили активную гражданскую позицию, показав  в своих работах отношение к окружающей среде, взаимоотношения человека и природы.

                – Пять дней пролетели как один, – делятся со мной Алёна Логинова из Санкт-Петербурга и Лиза Косилкина из Новочеркасска. – Столько всего интересного и нового!

                Станица Старочеркасская встречала традиционным фестивалем «Нет вольнее Дона Тихого», в рамках которого прошёл блиц-конкурс «Традиции, обычаи, обряды и культура Донского края». И дождём! Но детвору это не смутило. Переждав лёгкий крап в помещениях Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, ныне включённого в международные  туристические справочники ЮНЕСКО, она вновь высыпала на Атаманское подворье, чтобы завершить работу над темами: «Казачий круг», «Проводы казака в армию», «Станичные гуляния» и «Православный Дон». Здесь же по окончанию конкурса и вручил победителям пленэра первые награды директор заведения, заслуженный работник культуры России Андрей Владимирович Кляндин.

                Ребята с интересом осмотрели экспонаты музея и выставку из 25 работ учащихся ДХШ им. Н.Н.Дубовского на казачью тему, действующую в рамках областного тематического «круглого стола». Вдохновились они экскурсией в Воскресенский собор. Старейший на Дону каменный православный храм – памятник архитектуры начала ХVIII века. Белоснежная девятиглавая жемчужина Дона, выстроенная в стиле барокко, поразила уникальным пятиярусным позолочённым иконостасом, оклады 149 икон которого искусно вырезаны из дерева. Из необычных деталей   привлекли  внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились российские императоры и великие князья. И, конечно же, цепи на входе в храм, коими был закован народный бунтарь Степан Разин перед отправкой в Москву. Мало кто устоял, чтобы не подержаться за них, а определив тяжесть, посетовать, как человек мог это выдержать...

                Не стал дождик помехой и на Мишкинских буграх, куда позднее  направился отряд юных живописцев. По одному из преданий о храбреце-атамане ХVI века Мишке Черкашенине, якобы заговорённом от пуль, стоянки  своего войска знаменитый  казачий предводитель делал именно на этих взгорьях. Ребята с любопытством обследовали территорию, словно пытались найти какие-то древние знаки... Впечатления от увиденного, от общения с природой были настолько сильны, что невзирая на дождь, открыв зонты, продолжали работать. Но и пример у них был что надо – член  Союза художников России и председатель городского клуба художников  Константин Сиденин. К тому же Константин Евгеньевич является членом  творческой группы «Мишкинские бугры» на протяжении вот уже 20 лет со дня её создания. В коллективе собрались  единомышленники, приверженцы единой живописной философии –работы с натуры  в любую погоду и любое время года, а не с картинок и фотографий. Наблюдая за действиями Сиденина, дети получали мастер-класс на природе, видели, что может сделать мастер за короткий срок, как планирует свою работу, какими приёмами пользуется. Именно на таких небольших примерах и учатся пониманию будущей профессии.

                Танаис! Само звучание этого слова  очаровывало и предполагало потрясающие открытия. Ещё бы! Заповедный Танаис – один из крупнейших в стране археологических музеев-заповедников, его территория насчитывает более чем три тысячи гектаров. Самый северный пункт древнегреческой цивилизации  недалеко от хутора Недвиговка Азовского района располагает ансамблем памятников  истории и культуры  разных времён и народов от эпохи палеолита до памятников живой культовой архитектуры ХIХ века.

                И сама экскурсия по археологическому музею-заповеднику под открытым небом, некогда античному городу,  и мастер-классы по старинным ремёслам, в числе которых было валяние войлока, и работа на природе среди древних развалин, и пикник после завершения пленэра – всё это уже создало особое настроение – от встречи с прошлым и ощущением себя частью мировой истории. Костюмированное представление в духе греческих времён с вручением наград у знаменитой Танаисской башни, зазвучавшие национальные греческие мелодии  добавили  ярких эмоций не только победителям. Под зажигательную мелодию «Сиртаки» в хоровод встала вся детвора!

                Раздорская. Колыбель казачества. История станицы, расположенной  в Усть-Донецком районе Ростовской области, интересна и самобытна. По письменным источникам  ХVI–первой половины ХVII веков Раздорский городок являлся первоначальным поселением казаков, их первой столицей. Созданный с помощью известного российского писателя, лауреата Государственной премии России, автора знаменитого романа «Цыган» А.В.Калинина, с 1946 года проживающего в хуторе Пухляковском, Раздорский этнографический музей-заповедник, занимает территорию почти в четыре тысячи гектаров и включает в себя три старинных казачьих поселения – станицу Раздорскую, хутора Пухляковский и Каныгин, с прилегающим к ним правобережьем реки Дон, островами Поречный и Гостевой.

                Легенды и предания донесли до наших дней сведения о славных исторических событиях.  Во время второго Азовского похода, в мае 1696 года, напротив городка на рейде останавливался молодой российский флот, шедший из Воронежа на Азов. Место на острове Поречный, где находилась стоянка петровских кораблей, местные жители так и называют до сих пор Петровской гаванью.

                Ещё в 30-х годах ХХ века на восточной окраине станицы, напротив острова Поречный стояла «Ермакова роща». В ней Ермак Тимофеевич с казаками-дружинниками делал струги для своих знаменитых походов по Дону и Волге. Именно поэтому летом 1893 года в Раздорской побывал великий русский художник В.И.Суриков. Образы Ермака и его сподвижника Ивана Кольцо для картины «Покорение Сибири Ермаком» мэтр писал с местных казаков.

                Станица Раздорская с давних времён славилась ещё и своими виноградниками. Склоны правобережья, где они росли,  казаки называли «Золотыми горками» за приносимый ягодами достаток. Данные места считают родиной знаменитой «Донской чаши» – виноградного куста мощной формовки, дающего высокие урожаи.

                В прошлом году программа  «Большого пленэра» предусматривала выезд в Раздорскую лишь педагогов детей-участников конкурса. Сохранившиеся историко-природные ландшафты, памятники истории, археологии, архитектуры, природы,  придающие музею-заповеднику особый колорит и неповторимость уникального заповедного уголка донского края произвели на них  такое мощное впечатление,  что пожелания преподавателей – привести на пленэр и детей – были реализованы нынешним летом.

                                  

                Раздоры навсегда покорили сердца юных и взрослых живописцев! Не зря в эти места совершают паломничество художники всей страны! Необъятный степной простор, всемирно известная  река, знакомство с бытом и укладом жизни казаков, старые курени, уцелевшие в лихолетье, старинные распевы, игры и загадки, неподражаемый донской говор,  донская уха, фрукты, растущие на расстоянии вытянутой руки... И неповторимое нигде радушие гостеприимных хозяев!  А как манила извилистая лента Дона, давшего название знаменитому роману! Пленэр ещё только вступил в завершающую фазу, а дети уже рвались «помочить ножки» – жара-то была за + 350 С! Под восторженные возгласы  Дон-батюшка  раскрыл им свои объятия... И плескались у мелководья, и плавали, те, кто посмелее, и просто дурачились, обрызгивая друг дружку с головы до ног... Оказывается, для радости нашим детям надо не так уж и много!

                Ежегодно в программу включаются мастер-классы по анималистике и рисованию фигуры человека в историческом казачьем костюме. Юные живописцы почерпнули  немало знаний от преподавателей Грековского художественного училища  М.А.Хворост и А.А.Савеленко. Так трогательно было видеть на одном из занятий  бывшую ученицу школы, а ныне – студентку РХУ им. М.Б. Грекова  Риту Витинчук. Победительница многих конкурсов, стипендиат премии мэра города дала свой первый урок. Её педагог Г.Б.Владыка подчёркивает, что девушка всегда поражала своим трудолюбием и усидчивостью, достигая поставленной цели. Кто знает, возможно, через несколько лет Маргарита вернётся в родные пенаты уже в другой ипостаси – педагога.

                Третий «Большой пленэр на донской земле» не был таким многочисленным, как в предыдущие годы. На это имеется самая главная причина – финансовая. Многие семьи с радостью отправляли бы своих чад, которые уже показывают достойные результаты,  на такие важные мероприятия. Но сумму из кошелька для кризисных времён надо вынуть существенную, и родители исходят, прежде всего, из практических соображений. Хотя в предпрофессиональном образовании пленэры играют определяющую роль. Сюда ребята приезжают не прогуляться, работа с натуры  учит их самостоятельности, умению оперативно принимать решения, формируя  задачи и цели. Ведь кто-то может дальше и не увидеть себя в профессии, а кто-то наоборот скажет: это – моё!

                Вот студенты Ростовского Грековского художественного училища всё лето пишут на природе, потом пользуются этими эскизами в течение учебного года. Вдруг зимой придёт вдохновение, а под рукой уже готова тема для зарисовки! Они регулярно выезжают и с «Большим пленэром на донской земле», работая рядом с его участниками, которые видят, как делаются этюды, как набивается рука, как идёт распознание цвета, и так далее. И те, и другие, несмотря на молодость, уже стали составной частью (каждый   на своей ступеньке) нерушимой десятилетиями в нашем художественном образовании связки «учитель-ученик», которая помогает укреплять систему «школа-колледж-вуз». И остаётся передовой, несмотря на бесконечные образовательные  реформы, хотя бы уже потому, что помогает освоению «языка профессии».

                Был в программе и день знакомства с самим Новочеркасском. В центральной части некогда стольного града, где ещё сохранились нетронутые временем и революциями каменные особняки казачьей знати и дома попроще – курени с балясинами и резными ставеньками в зелени садов, мостовые, выложенные диким булыжником, прошли и экскурсии, и пленэры. С окраинных улиц, обрывающихся тропинками у Тузлова, поросшего камышом, открывались живописные  пейзажи поймы самой реки и степного простора,  убегающего вдаль к горизонту и сливающегося  с ним.

                Одна из экскурсий привела детвору на Соборную площадь, где возвышается 6-ти купольный  главный храм донского казачества  –  Вознесенский войсковой кафедральный собор, ставший патриаршим в 2014 году. Тут в нижнем храме покоятся останки легендарных донских атаманов  – героев Отечественной войны 1812 года М.И.Платова, В.В.Орлова-Денисова, И.Е.Ефремова и героя Кавказских войн Я.П.Бакланова. И площадь, на которой совершались казачьи круги,  откуда уходили полки донцов на защиту рубежей своего Отечества, и золотые купола с яркой сияющей хрустальной макушкой главного креста, давшей название храму «второго солнца Дона», и великолепие внутреннего живописного убранства, конечно же, не оставили равнодушными никого. Пылкой к познаниям молодёжи, сотрудник храма решил показать город  с высоты птичьего полёта. Поднимаясь по старинной резной винтовой лестнице на 74,5-метровую колокольню, ребята начали окунаться в более чем 200-летнюю историю строительства, однако не предполагали, что дух просто захватит от ощущений, когда они выйдут на смотровую площадку! Как собор виден на многие километры окрест, так и они увидели бездонную ширь этих окрестностей, и как дополнение к эмоциям – вестников доброй воли – голубей, по взмаху чьей-то руки какого-то человека  взмывших ввысь бело-сизым облаком!

                Сами участники пленэра – и маленькие, и взрослые – результатом довольны. Но особенно те,  кто отвечает за учебно-воспитательный процесс.

  

                Терещенко Н.А., доцент ЮФУ, руководитель Регионального центра архитектурно-художественной довузовской подготовки, председатель регионального отделения Союза педагогов-художников, член жюри:   «Мы посмотрели много прекрасных детских творений. Было непросто –  разные школы, разный подход. И всё же Гран-при единогласно получила самая маленькая участница, 12-летняя Хадижат Ахмедова из Каспийска, и поверьте, было за что ей отдать эту главную награду конкурса.  Пленэр полезен не только для учеников, но и для их преподавателей. Это обмен методиками: как работают дети, какие педагог использует технологии. Воспитанники из Санкт-Петербурга увидели совсем другую природу. Им это очень важно, у них очень сильная школа. Прекрасные работы каспийских учеников отличаются совершенно другой техникой письма. Для этого и проводятся такие мероприятия, чтобы каждый что-то брал от другого, учился чему-то новому. Все знания, что педагог и ученик усваивают в процессе общения, уже никуда от них не денутся, базируются в опыт. Пленэр состоялся и это главное. Союз педагогов-художников будет поддерживать данное начинание и помогать в поисках спонсоров».

                Минакова Н.Н., преподаватель  ДХШ г.Каспийска (Дагестан): «Мы все уставшие – программа большая – но счастливые!  Посещали казачьи столицы – станицы Раздорскую и Старочеркасскую.  Столько  новой информации! Детям  очень понравились и Мишкинские холмы.   Дождь ни капельки не помешал. Было такое единение с природой, никто не хотел уходить. А впечатление от степи просто потрясающее! Мы приезжаем в Новочеркасск третий год подряд. Едут разные преподаватели, и каждый, возвращаясь, делится своими впечатлениями, рассказывая много такого,  что побуждает с радостью побывать на «Большом пленэре на донской земле».  И к этой  информации всегда добавляются и свои эмоции. Самое большое моё впечатление – коллектив ДХШ им. Н.Н.Дубовского!!! Дружный,  весёлый, сплочённый  – единый механизм. Это самая большая драгоценность! Поэтому у них всё и получается!»

                Сиденин К.Е., председатель Новочеркасского городского клуба художников, член СХ РФ, член жюри: «Главное – дети общаются, пишут, всё им интересно – и сам пленэр, и мастер-классы, и экскурсии. Их ведь не заставишь радоваться, если им что-то не нравится. Полезно  сравнить различия в манере письма: у питерцев сильна акварель, у Каспийска очень трепетное отношение к деталям, работы донских учеников более живописные, образные. Гран-при единодушно отдали Каспийску. 12-летняя Хадижат Ахмедова – очень талантливый ребёнок. Если бы областные власти хотя бы немного денег выделили на конкурс, тогда ещё больше таких детей из разных уголков страны могли бы приезжать к нам и учиться».

                Зорина А.В., преподаватель ДХШ им. Н.Н.Дубовского (Новочеркасск): «Программа очень обширная. Мест посетили много и дети порисовали вволю. Пленэр дисциплинирует, учит колористике, ощущению пространства, умению выбирать детали для композиции, работать быстро и чётко, потому что цвет и свет постоянно меняются. Важно ухватить то состояние, которое тебя вдохновило, пропустить через себя и выдать своё впечатление на листе бумаги.  Зато дети говорили: «Наконец, не надо ничего придумывать!» В новом учебном году мы будем заниматься тематической композицией,  и все полученные  впечатления будут полезны. А какие замечательные мастер-классы! Вот выложили сейчас птиц, которых рисовали в течение учебного года, и преподаватель продемонстрировала, как это делать в цвете. Причём, детки были постоянно задействованы, отвечая на вопросы педагога, что такое контраст, как получить разные цвета... Ребята были просто в восторге от Марии Андреевны Хворост. Все с заданием справились – работы сделаны мастерски, потому  мастер показала класс!»

                Гринин М.О., преподаватель ДШИ им.Глинки (Санкт-Петербург): «В этом году из педагогов поехал только я один, со мной – все мои ученики. Ситуация в плане общения с детьми  и контроля стала более уютна и комфортна. Мы довольны всем. Понравилось даже то, что ныне погода была не такая тёплая, как в прошлом году. Но мы уезжали из Санкт-Петербурга при +140С, поэтому из осени приехали в самое лето. Дождик – не такое страшное событие. Как налетел быстро, также быстро прошёл. Такие ситуации добавляют романтизма. Посидеть под зонтиком, немного промокнуть, высохнуть на солнце. Понимаете, если дети с таким энтузиазмом хотели поехать во второй раз, это что-то да значит! И такая удача, что и  детский маршрут проложили в Раздорскую! В прошлом году мне не удалось там побывать – поехал другой преподаватель, я оставался с детьми. Какие потрясающие и захватывающие виды: невероятная ширина и объёмы, чего нет в городе, тем более в нашем мегаполисе! Такого простора, наверно, кроме как на Дону,  нигде, не почувствуешь! Всё это очень интересный опыт. Дети в восторге. Каждый ребёнок заработал диплом, а у Алёны Логиновой их два! И всё время мы жили с ощущением, что вернулись к родным. Организация пленэра на высоком уровне. В прошлом году кормили хорошо, а в этом ещё лучше! Одни плюсы и море положительных впечатлений. Конечно, хотелось бы приехать ещё, но я уже выпускаю своих учеников. Новую поросль ждать минимум три года. Жизнь покажет».

                Родионова Т.А., преподаватель ДХШ им. Н.Н.Дубовского (Новочеркасск): «Сейчас во многих школах страны дети регулярно участвуют в различных выставках, проводимых заочно, получают грамоты. Но мы не знаем, сам ли они работали? А на пленэре видно, кто и во что горазд! Сидит ребёнок и пишет самостоятельно с натуры, т.е. делает то, что должен делать художник – учится у природы и жизни. Этот труд – профессиональная работа, почти такая же, как на олимпиаде. Пленэр – эту важнейшую часть образовательного процесса – не заменит ничто! Работа в перспективе, во время которой нужно настроиться на изменения природы, на возможные трудности,  уметь сориентироваться, общаться с рядом сидящим человеком, обмениваться опытом. Вот дети – донские, каспийские и санкт-петербургские – все учатся, можно сказать, по одной программе. А какие разные! Пленэр – один из уровней, которые должны пройти ученики в своей подготовке. Ведь именно тут ребёнок может понять, идти ему дальше или нет.  И как бы они  ни были связаны с интернетами и всеми нанотехнологиями, дающими некую оторванность от реальной жизни, от знаний окружающего мира, именно на природе они получили чудодейственный заряд! И солнце, и трава, и курени, и речка, и фрукты растут на каждом шагу, и уха, и  песни для них поют...» 

                Нынешний пленэр прошёл в новом статусе – областном, включён был в юбилейную программу, посвящённую 80-летию Ростовской области. Пока данный факт не внёс коренных изменений в подготовку и ход мероприятия. Но хочется верить, что фестиваль детских талантов будет поддержан спонсорами и этот факт позволит принять в нём значительно большему числу участников.

                Кому это нужно? Нам всем! Растить духовное потомство – одна из важнейших задач  ХХI века. Такие мероприятия, как «Большой пленэр на Донской земле» именно на это и нацелены. Не случайно тема «круглого стола», в котором участвовали доцент ЮФУ, руководитель Регионального центра архитектурно-художественной довузовской подготовки, председатель регионального отделения Союза педагогов-художников  Н.А.Терещенко и представитель учебно-методического центра по образовательным учреждениям культуры и искусства «Облметодцентр» Н.М.Николаенко была связана с развитием и задачами художественного образования и эстетического воспитания школьников.

                В ходе заинтересованного разговора Наталья Александровна   поделилась информацией о форуме педагогов-художников, который проходил в Санкт-Петербурге, где были показаны новые технологии и разработки. Важной поднятой проблемой был вопрос тяжёлой ситуации в художественном образовании, связанной с очередной оптимизацией – новыми учебными стандартами, что непременно скажется не только на образовательном, но прежде всего воспитательном направлениях учебного процесса. Программы общеобразовательных учреждений сокращаются за счёт  гуманитарной  составляющей. Дети хорошо владеют телефонами, гаджетами, планшетами, получая и большой объём информации в сжатые сроки, и одновременно интернет-зависимость, и некую оторванность от реальной жизни.  При этом, по мнению специалистов, когда мы смотрим в планшет или ноутбук, у нас отключаются такие органы, как слух, осязание, обоняние, зачастую, тактильные ощущения,  т.е. всё то, что помогает создавать не картинку на экране, а целостную картину окружающего мира. В котором человек получает представление о добре и зле, о том. что такое хорошо и что такое плохо, почему люди становятся героями, каков смысл жизни...  А всему этому нас учит искусство!

                На Санкт-Петербургском форуме говорили и об отношении к искусству в других странах мира. Очень показателен пример Японии, которая дальше всех пошла в данном вопросе. В стране были сформированы новые образовательные стандарты, позволившие появиться «японскому чуду». В 60-80-е годы ХХ века была разработана самая передовая программа, к каждой из дисциплин подошли комплексно, используя только оригинальные и прогрессивные технологии. И когда известные российские учёные, авторы школьных учебников и пособий для студентов художественных вузов нашей страны, дважды академик Б.М. Неменский и академик В.С. Кузин приехали в Японию для ознакомления с этим передовым опытом, оказалось, что программа по изобразительному обучению взята из системы российского академического образования!

                Конечно, нашим школьникам  не нужно, как японским, уметь отличить 246 оттенков по цвету, чтобы сдать экзамен по искусству. Вопрос в другом. Зачем же изобретать велосипед (то бишь, новую образовательную программу по искусству), когда он не просто изобретён, заметьте! – нашими соотечественниками, а давно уже курсирует по образовательным дорогам планеты!

                Женета Гридасов, член Союза журналистов России.

                Фото Анны Зориной.

 

Поделитесь этой новостью!


Галерея фотографий