СОЮЗ ПЕДАГОГОВ - ХУДОЖНИКОВ
Instagram ВКонтакте Facebook Форум Онлайн-заявка на вступление Оплата членского взноса

Положение о выставке - Международный конкурс детского рисунка «Я вижу мир: мир театра»

ПОЛОЖЕНИЕ

о международном конкурсе детского рисунка

«Я вижу мир: мир театра»

ХХVIII передвижной выставки детского изобразительного творчества

(в рамках образовательного проекта«Передвижная выставка»)

 

Учредители:

- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

- Международный Союз педагогов-художников

- Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека»

 

Общее положение

Настоящее Положение определяет цели, задачи, регламент и порядок проведения международного конкурсаХХVIII-ой передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир: мир театра». Конкурс проводится в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка: Я вижу мир» и посвящаетсятеатру(2018 год в РФ будет провозглашен «Годом театра»).

Известные строки В. Шекспира «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры» можно поставить эпиграфом предстоящего конкурса. Поскольку ребенок по причине своей  «природной театральности» подвижен. Он участник многих игр, забав и театрализованных действий. Новый конкурс детского изобразительного творчества ставит своей главной задачей приобщение подрастающего поколения к искусству театра, синтезирующему в себе литературу, музыку, хореографию, изобразительное искусство и др.

В рамках подготовки к этому конкурсу дети расширят свои представления об античном театре, познакомятся с необычными и традиционными театрами страны и мира:Большой театр оперы и балета, Московский детский театр теней, Детский музыкальный театр им. Н.Сац, Театр кукол им. С.Образцова, Театр «Бродячий вертеп» и др., узнают о деятельности театральных художников, о творчествеживописцев и графиков, изображающих театральную жизнь (Ю.Пименов, Тулуз-Лотрек, Л.Бакст и др.) и др. Через свои рисунки расскажут «театральные истории», поведают о своем участии в жизни театра, например школьного.

Конкурс помимо художественной преследует исследовательскую задачу.  В 1920-е году А.В. Бакушинский провёл уникальное исследование «Изображение пространства в детском рисунке». Детям разных возрастных групп было дано задание: изобразить хоровод.Одна из тем современного конкурса также предполагает изображение хоровода. Полученные от юных художников рисунки, мы сравним с ретро-рисунками, которые хранятся в Международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования и ответим на вопрос: «Изменились ли возрастные особенности изображения пространства детьми разных возрастных групп?».

С исследовательской точки зрения интересно будет посмотреть, каков будет возрастной состав нынешних участников конкурса, как дети и подростки отразят предложенные конкурсные темы, какие из них предпочтут, какие будут использовать художественные материалы и техники, кто проявит наибольшую активность: мальчики или девочки и др.

Цель конкурса:

Сопоставление ретро и современных детских рисунков с целью выявления предпочтений, интересов и возрастных возможностей юных художников разных исторических эпох.

 

Задачи:

  1. Развитие интереса детей и подростков к театру, как синтетическому искусству.
  2. Расширение представлений юных художниково роли театрального художника, диалог с детьми об истории театра, его роли в современной жизни общества.
  3. Формирование потребности детей и подростков в изобразительном творчестве, поддержка одаренных детей.
  4. Выявление и пропаганда лучшего педагогического опыта.

 

Темы конкурса:

- Античный театр(Греция, Япония и др.).

- Народный театр (Бродячий вертеп, Уличные представления и др.).

- Хоровод (Хоровод вокруг елки, Хоровод на Масленицу, Хоровод на день рождения и др.).

- Я люблю театр(кукольный, балета, оперы, народной культуры, школьный, самодеятельный, теневой, цирк и др.): Театрализованный праздник в детском саду (школе), Семья в театре, Театральный натюрморт, Театр нашего города,Я хочу побывать (был) в Большом театре оперы и балета г. Москвы, Я хочу побывать (был) в кукольном театре С. Образцова в Москве, Я хочу (был) в музыкальном театре Н.Сац в Москве, В цирке и т.п.

- Деятельность театрального художника: театральная афиша, эскиз занавеса, эскиз костюма, маска, эскиз декораций и др.

- Рисунки-комиксы «Театр в моей жизни»(4-9 рисунков на одном листе):«Рассказ о том, как я мастерил маску»,  «Я-актер», «Мы на Масленице»», «Мы играем на сцене», «На репетиции» и т.п.

- Иллюстрация литературного произведения о театре: Антон Чехов «После театра», «Каштанка», Николай Успенский «Деревенский театр», Аркадий Аверченко «Поездка в театр»,Николай Кононов «Нежный театр»,  Людмила Смирнова «Популярная история театра», МилорадПавич «Бумажный театр» и др.

 

Условия ХХVIII-ого международногоконкурсадетского рисунка передвижной выставки«Я вижу мир: мир театра»корреспондируют с условиями, предложенными  организаторами Первого конкурса на лучший детский рисунок 1935 года, который состоялся по инициативе Центрального дома художественного воспитания детей (ныне ФГБНУ «ИХОиК РАО»), но адаптированы к возможностям современного образовательного процесса:

  1. В конкурсе может принять  участие юный художник в возрасте 3-18 лет и выслать свою творческую работу самостоятельно или делегировать её на конкурс через педагога, под руководством которого она была выполнена.Рисунки должны быть совершенно новые, нигде не виданные и уж, конечно, не срисованные, выполненысамостоятельно, без всякой помощи взрослых.
  2. Рисунки (плакаты, батики, гравюры, комиксы и др.) могут быть созданыиндивидуально или коллективно любыми художественными материалами (гуашь, акварель, пастель, фломастер, восковые мелки, гелевые ручки, уголь, сангина, соусы, тушь, карандашили в технике пластилиновой живописи, или др.) на листах бумаги, картона или ткани любого размера и формы: квадрат, прямоугольник, круг и т.п., или на компьютере.
  3. Рисунки в пастартуне оформляются, размер рисунка любой. На обратной стороне работы простым карандашом пишется имя, фамилия ребёнка, возраст, название рисунка, материал, размер, указывается Ф.И.О. педагога, город, учреждение и электронный адрес. Если рисунок выполнен дома, написать «самостоятельный рисунок». 

В правом нижнем углу не на рисунок, а под рисунком, приклеивается этикетка (в три ряда, 14 номером шрифта, 1 интервал):

Иванова Таня, 7 лет. Я В ТЕАТРАЛЬНОМ КОСТЮМЕ. 2017.

Бумага, цв. карандаш, акварель, 29х22.

Россия, Москва, ГБОУ Школа № 1293, педагог Иванова Т.И.

 

По возможности, на обороте рисунка простым карандашом написать несколько предложений об увлечениях ребенка, отвечая на вопросы: «На какие темы ты больше всего любишь рисовать, какие художественные материалы используешь, на больших или маленьких листах любишь рисовать, как часто рисуешь?», а также о своей семье: сколько детей в семье, любимые семейные занятия или об интересном спектакле, в котором выприняли участие и т.п.

 

Критерии оценки результатов детского изобразительного творчества:

1. Содержание рисунка: степень (высокая, средняя, низкая) самостоятельности и глубинызамысла: сочинение, а не срисовывание,композиция должна основываться на опыте ребёнка-автора, быть творческой, нестандартной, отражать уникальность видения мира,индивидуальныеособенности развития юного художника.

2. Форма рисунка: работа должна отражать «умелость руки», степень (высокую, среднюю, низкую) владения художественным материалом, отражать навык владения способами и приёмами получения изображений,  продиктованными возрастными особенностями развития.

3. Выразительность: художественность, образность, целостность; оценивается степень (высокая, средняя, низкая) раскрытия замысла, умение ребенка-автора выразить свои мысли и чувства, используя изобразительные средства выражения: линию, цвет, пятно, штрих, композицию, ритм, объем и т.п. (единство художественной формы и содержания).Критерий «выразительность» является определяющим.

Информация о размещении конкурсных работ. Участник направляет на конкурс свою творческую работу с согласия родителей или законного представителя, педагога. Детские творческие работы, присланные на конкурс, назад не возвращаются, они могут быть использованы по усмотрению организаторов конкурса: публикация, передача к участию в других выставках и конкурсах, размещение на сайте www.art-teachers.ru  или  в сети Интернет с указанием автора. Организаторы конкурса не несут ответственности за ошибки, допущенные при регистрации работы, и оставляют за собой право отказать в принятии работы, противоречащей условиям конкурса.

Сроки и порядок проведения конкурса:

Основные этапы конкурса:

  • Первый этап: региональный(сентябрь-декабрь 2017 г.).

До 30 декабря 2017 г. отправка сканов рисунков победителей региональных конкурсов на электронный адресwww.art-teachers.ru на конкурс «Я вижу мир» в формате PDF или JPEG. Размещение  в галерее на сайте www.art-teachers.ru электронной версии работ.

На конкурс от одного педагога принимаетсяне более 10 детских рисунков. От одного ребенка – не более 2 работ.

  • Второй этап  январь-февраль 2018 г. оценка работ жюри конкурса, определение победителей.
  • Третий этап февраль 2018 г. рисунки детей - победителей конкурса посылать по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, кор.1, ФГБНУ «ИХОиК РАО» с пометкой на конкурс «Я вижу мир» или  в марте 2018 г. привоз рисунков детей - победителей конкурса на ежегодный Форум педагогов-художников и передача их Копцевой Т.А. (в дни работы Форума). Оформление работ для участия в ХХVIII передвижной выставке «Я вижу мир: мир театра». Предполагается издание каталога.

 

Награждение победителей:

Дипломы победителей конкурса, а также сертификаты для педагогов-художников будут вручаться региональным кураторам (или региональным представителям) на ежегодном Форуме МТОО «Союза художников-педагогов» в марте 2018 г. в Москве.

Информация об итогах ХХVIIIконкурса детского рисунка «Я вижу мир: мир театра» в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка» будет размещена на сайте Международного Союза педагогов художников: www.art-teachers.ru и на сайте ФГБНУ «ИХОиК РАО»: www.art-education.ru

Формирование маршрута передвижной выставки: маршрут выставки утверждается оргкомитетом конкурса в соответствии с поступившими заявками.Передвижение экспонатов выставки по выбранному маршруту осуществляется с 1 марта 2017 г. по 1 марта 2018 г. Выставка завершает свою работу в марте 2018 г. в период работы ежегодного Форума Международного Союза педагогов-художников или продолжает путешествие по регионам.

В рамках работы 28-ой передвижной выставки детского рисунка будет проходить виртуальная выставка творческих работ педагогов-художников на конкурсную тематику «Мир театра». Сканы творческих работ педагогов-художников высылать на E-mail: kopceva@yandex.ru до 30 декабря 2017 г.

 

Официальные реквизиты организаторов конкурса:

- ФГБНУ «ИХОиК РАО»: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, кор. 1. www.art-education.ru

- Международный союз педагогов-художников www.art-teachers.ru

 

Контактный телефон:

Копцева Татьяна Анатольевна:  8-926-820-51-73.

E-mail: kopceva@yandex.ru